Эргономика офисной мебели
Какой начальник не мечтает о том,
чтобы его подчиненные работали максимально плодотворно и
успешно, в полной мере реализуя свой потенциал?
Однако
при этом многие забывают, что для достижения таких результатов
необходимо, в первую очередь, обеспечить элементарные условия для
работы сотрудников, создать физически и психологически комфортное
пространство в офисе. Организовать такое идеальное рабочее
пространство невозможно без знания об одном из главных качеств офисной
мебели - ее эргономичности.
Сегодня это слово стало неотъемлемой характеристикой любой
качественной мебели. Мы все чаще слышим: <изделие удовлетворяет
эргономическим требованиям>, <мебель эргономична>: Что же значит это
понятие, и почему теме эргономики уделяется сегодня максимальное
внимание?
Эргономика (от греч. ergon - работа и nomos - закон) - это наука,
комплексно изучающая деятельность человека, орудия и средства его
деятельности, окружающую среду в процессе их взаимодействия. Главная
цель этой науки, в основу которой легли многие дисциплины, -
обеспечение эффективности, безопасности и комфортности рабочего
процесса. То есть создание таких условий работы, которые способствуют
снижению утомляемости человека и сохранению его здоровья. Вполне
объяснимо, что одним из главных объектов изучения эргономики стала
офисная мебель.
Думаем,
ни у кого не возникнет вопроса, почему так важно заботиться об
удобстве офисной обстановки. Начнем с того, что это удобство оказывает
решающее влияние на работоспособность любого коллектива. Если человек
в течение рабочего дня не успевает выполнить все намеченное, это не
всегда означает, что он плохой работник: причиной тому может стать
неудобное рабочее место, которое вызывает у него быстрое утомление, а
также вынуждает тратить время и энергию на лишние действия.
Общеизвестно, что состояние нашего здоровья также напрямую зависит от
грамотного обустройства офиса. Проблемы со зрением, головные боли,
нарушения опорно-двигательной системы, болезни сосудов и многое другое
- нет ни одной системы организма, которая не страдала бы от неудобной
мебели или неправильного ее расположения. А между тем, чтобы не
чувствовать себя каждый день усталыми и беззащитными перед
наступающими недомоганиями, достаточно лишь знать главные принципы
эргономичного офиса. Рецепт его создания включает в себя несколько
составляющих. Во-первых, организация рабочего пространства должна
соответствовать профилю фирмы: понятно, что для адвокатов неприемлемо
вести доверительные беседы с клиентами в общей комнате, в то время как
менеджеров по продаже не нужно рассаживать по отдельным кабинетам.
Однако простым делением пространства тут не ограничиться. Огромную
роль в создании комфортного рабочего пространства играет подбор
мебели, отвечающей главным требованиям эргономики. Именно поэтому о
них стоит поговорить подробнее.
К параметрам эргономической безопасности, которая частично
закладывается при проектировке мебели, относятся плавные углы,
правильные габариты изделия, его прочность, простота в обращении.
Другие параметры закладываются уже непосредственно при ее создании -
такие, как качество сборки и использование экологически чистых
материалов. Остальное зависит от грамотного расположения мебели в
интерьере офиса.
Очень
важно, чтобы рабочее пространство могло комплектоваться с учетом
индивидуальных потребностей работника. Эту задачу без труда решит
мобильная мебель, которая может легко трансформироваться в зависимости
от представления того или иного человека об идеальном рабочем месте.
Наиболее удачным специалисты считают расположение мебели по принципу
<все под рукой>: когда необходимые для ежедневной работы полки,
тумбы, шкафы находятся на расстоянии вытянутой руки. Это позволяет
исключить ненужные затраты энергии и направить все силы на выполнение
своих непосредственных обязанностей. Доказано, что благодаря
соблюдению норм эргономики экономится около 30% рабочего времени. Нет
необходимости объяснять, что экономическая выгода от этого может
составить весьма внушительные суммы.
Часто при выборе будущей обстановки клиент уделяет основное внимание
крупным предметам мебели, таким, как шкафы и стеллажи: считается, что
они в первую очередь обращают на себя внимание и поэтому более значимы
для имиджа офиса. А кресла и стулья, от которых больше всего зависит
удобство работы, выбираются по остаточному принципу. Это большая
ошибка. Ученые подсчитали, что от 75 до 95% времени на работе мы
проводим сидя. А ведь непрерывное сидение уже само по себе наносит
большой вред организму и утомляет тело значительно сильнее, чем
напряженный физический труд. Когда речь идет об эргокресле (как
операторском, так и директорском), то оно, кроме пассивной эргономики
- удобно сидеть неподвижно, - должно обладать еще и активной
эргономикой. Это значит, что человек, сидящий на нем, имеет
возможность во время работы менять положение тела и не испытывать при
этом неудобства, что улучшает кровообращение и препятствует
односторонней нагрузке мышц. Соответственно, требования к прочности
конструкции, устойчивости к динамичным нагрузкам увеличиваются в
несколько раз.
Выбор
стола как основного предмета обстановки - также ответственная задача.
С каждым днем увеличивается количество операций, производимых одним
человеком: работа за компьютером, оформление бумажных документов,
ведение переговоров. Соответственно, требуется просторная рабочая
поверхность. Это главное условие, так как, если вам еле хватает места
для размещения монитора компьютера, ни о какой эргономике уже речи
быть не может. Высота стола должна быть примерно на уровне середины
живота работника (при его прямой посадке), а его глубина должна
позволять полностью положить локти на стол, отодвинув клавиатуру к
монитору. Также наибольшей популярностью пользуются письменные столы с
дополнительным закругленным сегментом. Что касается конфигурации, то
эргономичные столы напоминают по своей конструкции паззлы - так
называемые модульные столы, которые при необходимости можно легко
перегруппировать, убрав или добавив нужные модули сообразно с
размерами вашей офисной площади.
Большим подспорьем для организации удобного и безопасного рабочего
места являются различные мебельные аксессуары: осветительные приборы,
подставки и навесные полки, приставные тумбы, высота и местоположение
которых легко регулируются. Немаловажным условием эргономики считается
эффективное использование офисных перегородок. Тот же модульный
принцип, заложенный в их основу, дает новые возможности для разделения
рабочих мест и повышения звукоизоляции, а значит, комфорта
сотрудников.
На сегодняшний день офисная мебель многих российских производителей
разрабатывается с учетом главных законов эргономики, причем дизайнеры
обращают внимание не только на качество и дизайн своей продукции, но
и, в первую очередь, на степень ее комфортабельности и соответствие
всем европейским стандартам. Что особенно важно, производители этой
мебели учитывают не только эргономику отдельного рабочего места, но и
офисного пространства в целом: модели создаются с обязательным учетом
функциональных обязанностей и специфики работы сотрудников самого
разного профиля.
Оценив комфорт такой мебели, вы непременно согласитесь с мнением
специалистов о том, что эргономичный офис является оправданным
вложением средств. Судите сами - продуманная с точки зрения эргономики
мебель повышает эффективность труда, обеспечивает здоровье
сотрудников, активизирует их творческий процесс, порой даже помогает
удержать ценных специалистов, наконец, просто способствует созданию
благоприятного психологического климата в коллективе. А результат
весьма внушительный - успех в бизнесе и процветание фирмы в будущем.
Заложить основы этого будущего уже сейчас, проявив заботу о своих
сотрудниках или нет ,- решать вам!
За помощь в подготовке статьи и
предоставленные иллюстрации редакция благодарит компанию <Модер>.
Статья пренадлежит журналу
Наша Мебель
Материал предоставлен сайтом
Vashdom.ru
|